Профанная и настоящая эзотерика

У слова «эзотерика» есть определение. Согласно ему, эзотерика — это совокупность знаний, сведений и особых состояний восприятия реальности, недоступных непосвящённым (Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова).

Во все времена эзотерика была ядром религиозных практик, доступным лишь единицам, — и не в силу какой-то особой секретности, а потому, что эзотериком мог стать лишь человек, «отмеченный печатью Духа». Но в наш век множество направлений, течений, школ, учителей и групп по интересам на голубом глазу полагают себя «эзотерическими». Эзотерический подход, эзотерическое знание, эзотерические интересы, эзотерический гуру — всё это лишь малая часть ассортимента «эзотерического Макдоналдса». Этот очевидный нонсенс легко обходится беспочвенными представлениями «теперь другая эпоха», «тайные знания вышли из тени» или «в наше благодатное время больше не нужны практики, достаточно просто посвящения от специального человека». Современную «эзотерику новой волны» правильнее было бы называть «шизотерикой», а её адептов, например, «просветленцами», но я обойдусь более мягким вариантом: «профанная эзотерика».

Профанные эзотерики присутствуют не только в откровенно шизофренических представлениях, но и широко наличествуют в традиционных эзотерических областях: йоге, каббале, тантризме и пр. У профанной эзотерики есть несколько общих свойств, отличающих её от эзотерики настоящей. Вот они.

  • Дуальное (или двойственное) мышление, то есть восприятие реальности в двоичной системе «единица — ноль». На практике выражается в разделении людей на «своих» («понимающих», «адептов», «в теме» и пр.) и «чужих». При этом дуальное мышление — это не только восприятие реальности в категориях «чёрное» и «белое» (такое восприятие свойственно совсем уж незрелому уму и встречается редко). Двойственность проявляется и в признании «всего спектра оттенков серого / цветного» — просто потому, что вообще выделяется категория «оттенок», а, следовательно, признаются принципиальные границы между оттенками. Это то же самое мышление в разряде «единица — ноль», только системно более сложное.
  • Дуальное отношение к повседневной жизни. Профанный эзотерик разделяет быт («материальный мир») и практику («духовный мир»). Под бытом в общем смысле подразумевается любая человеческая деятельность, которую адепт вынужден вести, чтобы прокормиться: работа, взаимодействие с «не-своим» социальным окружением, учёба в мирских институциях и пр. Под практикой понимаются ритуалы, медитации, занятия йогой и всё остальное «духовное».
  • Отношение к практикам, которые выполняет адепт, как к спорту. Адепт старается быть «лучше, сильнее, быстрее». Побольше медитировать; собрать побольше посвящений; выполнить побольше простираний; совершить побольше ритуалов. Неважно, с кем он соревнуется, со своими собратьями по учению, с «непосвящёнными» или же сам с собой. Важно то, что вся его практика подчинена оценке, которая и есть основополагающий стержень дуального мышления.

Двойственное мышление, лежащее в основе профанной эзотерики, приводит со временем к любопытному последствию: наступает неминуемое разочарование. Рано или поздно адепт начинает сомневаться и в собственных результатах, и в «правильности» учения целиком. Однажды наступает момент, когда адепт оставляет своё учение и… переходит в другое, при этом праведно проклиная предыдущую систему как «ошибочную». Принцип «чем больше человек восхищается, тем скорее он предаст» тут реализуется как нельзя нагляднее. Неважно при этом, куда именно «уходит» адепт: в другую область «профанной эзотерики», в религию, в семью или в обычную мирскую жизнь. Важно то, что движет им не стремление к познанию, не сила и не любовь, а разочарование и оценочное восприятие реальности. Адепт ищет место поудобнее, покомфортнее и поприятнее. И это — наглядное практическое отличие «профанного эзотерика» от эзотерика настоящего.

Как же воспринимает реальность настоящий эзотерик? Ответ прост: недвойственно. Настоящий эзотерик никогда не разделяет быт («мирскую жизнь») и свою практику. Для него быт всегда есть составная часть практики, быт вплетён в практику и является лучшим и единственно доступным тренировочным полигоном. Настоящий эзотерик, в отличие от профанного, никогда не живёт двойной жизнью, днём работая на условном «заводе», а вечером медитируя. Для него «завод» всегда есть неотъемлемая часть его практики.

Недвойственное восприятие начинается не с перестройки мыслительных процессов. Оно начинается с перестройки отношения к той жизни, которая присутствует у человека прямо здесь и прямо сейчас.

 

 

Автор: Дмитрий Калинин — DaoVeroniki.Ru.